Школа при Институте Богословия и Философии

296-63-17
Санкт-Петербург
ул. Антоновская 16/6
в здании СОШ 531

mail@philoscola.ru

Михаил Константинович Иванов

mk@philoscola.ru

Античное искусство

Михаил Константинович Иванов

Итальянские впечатления

Михаил Константинович Иванов

Интервью с В. Ю. Порешем

Марина Пономарёва

Этот туманный объект познания

Сергей Исаевич Левин

Двенадцать стульев

Елена Александровна Евдокимова

Античное искусство

(Вопросы по античному искусству в виде классных тестов или домашних заданий на неделю)

Тест № 1

1. Основные периоды искусства античной Греции, их хронологические границы.

2. С какими периодами античного искусства связаны имена:
(у скульпторов назовите их произведения)

Перикл, Александр Македонский, Юлий Цезарь, Август, Леохар, Фидий, Скопас, Боэф, Поликлет, Лисипп, Пракситель, Мирон.

3. Два основных периода римского искусства, их хронология.

4. Кратко (в две строки) назовите стилевые особенности каждого из названных этапов искусства Древней Греции и Рима, используя (и каждый раз как можно проще объясняя их своими словами) следующие характеристики:

Священный канонический образ, художественная интерпретация мифологического образа, идеализированный, обытовленный образ.

Психологизм, абстрактный психологизм, отсутствие психологической характеристики.

Знаковая условность, материально-чувственная достоверность («реалистичность») образа, натурализм.

Плоскостность формы, объемность, преувеличенность (гипертрофированность) форм.

Статика, динамика, экспрессия образа.

5. Определите, к каким периодам античного искусства относятся приведенные изображения. Какие характерные стилевые признаки времени вы в них видите?

6. В чем проявляется каноничность и условность древнеегипетского искусства, искусства греческой архаики?

7. Объясните, почему священные образы в искусстве Древнего Египта изображаются строго канонично, условно, статично, а второстепенные персонажи гораздо «жизненней»? Почему в этом случае «жизненней», «реалистичней» стоит взять в кавычки?

8. Почему священные персонажи (если они представлены в человеческом облике) всегда одеты, в то время как рабов, пленников, слуг часто изображают обнаженными?

9. Как объяснить, что в античном искусстве эти правила нарушаются, и обнаженное тело становится едва ли ни главным и возвышенным мотивом классической традиции?

Тест № 2

1. Что такое архитектурный ордер?

2. Когда складывается ордерная система (века, период античного искусства)?

3. Три основных античных ордера. Определите их по картинкам. Назовите основные элементы ордера, обозначенные стрелками. Каковы приметы и отличия каждой из ордерных систем (в трех строках)?

4. Название памятника

5. Назвать типы сооружений, их принадлежность греческой или римской архитектуре:

Домашнее задание:

1. Найти любое изображение классического городского здания, отметить на нем элементы античного ордера.

2. Почему ордерная система оказалась такой универсальной и устойчивой в европейской архитектуре? (Нужны не общие слова о ее совершенстве, а аргументированное мнение).

Тест № 3

1. Кратко выразите своими словами непосредственное впечатление от каждой из статуй.

2. Какими художественными средствами реализуется каждый из образов?

3. К каким эпохам (периодам) античного искусства они относятся? Какие характерные черты соответствующей эпохи проявились в каждом из них?

Если тест задается на дом, справьтесь по книгам и укажите название, время и, если возможно, имя художника.
Для особенно умных, въедливых и вредных учеников:
просматривая литературу по тесту, отметьте несовпадения с тем, что вы слышали на уроках..

Вопросы для зачета

1. Чем отличается первобытное «искусство» от искусства в сегодняшнем понимании (продумать четкую формулировку)?
Что такое магия, ритуал, анимизм, тотемизм. Их проявление в первобытном искусстве (примеры).

2. Эпохи первобытной культуры: палеолит, мезолит, неолит, энеолит (приблизительная датировка в тысячелетиях).
Что такое археология?
Понятия «культурный слой», «кремневая индустрия».

3. Палеолит: «медвежьи пещеры», «натуральный макет», пещерные росписи позднего палеолита («пещера Альтамира»).
Что необычно для нас в этих росписях (размещение в труднодоступных местах пещеры, наложение изображений друг на друга, отсутствие «линии земли», фона, ракурсов, почти полное отсутствие человеческого образа, следы «ран», отпечатки рук на некоторых изображениях), чем это объяснить?
Образы палеолита: изображения и знаки.
Образ животного и человеческий образ, палеолитические «венеры».
Образы, соединяющие человеческие и животные черты. Что общего между такими образами и тем, что мы называем метафорой. Придумайте парочку «изобразительных метафор».

4. Мезолит и неолит: условность, схематичность изображений, возникновение композиций (композиционно организованных изображений).
Что такое композиция и что нового вносит композиционная организация изображения?
Неолит — расцвет керамики, орнамента.
«Смысл» орнамента, его магическая функция.
Понятие «оберег».
Магические истоки татуировки, макияжа, украшений одежды и тела.
«Венеры» неолита, их отличие от женских изображений палеолита.

5. «Век бронзы».
«Мегалитические сооружения»: менгиры, дольмены, кромлехи.
Кромлех Стоунхендж в Англии.

6. Искусство Древнего Египта.
В чем проявляется его связь с первобытностью?
Обожествление животных, фараона, связь искусства с заупокойным ритуалом.
Виды древнеегипетского искусства.
Понятие «канон» (на примере «Плиты фараона Нармера»).
В чем проявляется каноничность древнеегипетского искусства?
Его колоссальные формы, с чем они связаны? (пирамиды Древнего царства, Большой сфинкс).
Почему священные изображения Древнего Египта условны, геометризованы, статичны, а изображения животных, слуг, рабов, танцовщиц, врагов — более реалистичны и часто даются в сложном движении?
Почему боги, фараон, высокопоставленные лица всегда одеты, а рабы и враги могут изображаться обнаженными?
Статуя писца, статуи Рахотепа с женой.

7. Искусство Древнего Востока.
Его сходство и отличие от древнеегипетского искусства на примере ассирийских рельефов царской охоты (9-7 веков до н.э.).

8. Греческий полис — город-государство.
Отличие свободного гражданина полиса от подчиненного восточной деспотии или древнего египтянина.
Переход от безличной архаики к «героическому сознанию» — великий исторический шаг европейской культуры.
Греческая мифология («олимпийские боги», их антропоморфность), ее отличия от архаических мифов.
Образ героя в греческой мифологии (Геракл, Тезей) и проявление героического сознания в греческом искусстве (конкретные примеры).
Основные этапы греческой истории.
Греко-персидские войны начала 6 в. до н.э.- столкновение свободных граждан полиса с восточным деспотизмом.
«Век Перикла».
Пелопонесские войны, ослабление Греции в междоусобицах.
Возвышение Македонии.
Походы Александра Македонского, их значение для мировой экспансии «героической культуры».
Эллинизм как особый этап древнегреческой культуры, порожденный ее выходом на мировую арену, возникновением эллинистических царств.

9. Искусство античной Греции.
Греческая архаика 7-6 веков до н.э.
Куросы, коры.
Мотив обнаженного тела, его связь с героическим идеалом.
Ордер в архитектуре.
Элементы ордера — дорического и ионического.
Уметь нарисовать фасад и план греческого храма-периптера.
В чем главное отличие ордерной системы античности от сооружений Древнего Египта (связь ордера с героическим идеалом)?
Привести примеры применения дорического и ионического ордера в архитектуре нашего города.
О чем говорит многовековая традиция античного ордера в европейской культуре?

10. Строгая классика.
«Дельфийский возничий», рельефы алтаря Афродиты («Трон Людовизи»), фронтон храма Афины (сражение греков с троянцами).

11. Высокая классика.
Мотив хиазма в изображении человеческой фигуры (сравнить с изображениями архаики, Древнего Египта).
Поликлет -«Дорифор», «Раненая амазонка».
Мирон — «Дискобол», «Афина и Марсий».
Работы Фидия на афинском Акрополе.
Скульптурный декор Парфенона: сцены фронтонов, «Кентавромахия» метоп, фриз с изображением панафинейской процессии (сравнить мотивы шествий Древнего Египта с панафинейским шествием).
«Стелла Гегессо»- на ее примере показать основные черты высокой классики.

12. Поздняя классика (4 в до н. э.).
Лирические и трагические образы.
Пракситель: «Гермес с младенцем Дионисом», «Фавн» «Афродита Книдская».
Мотив опоры у Праксителя как художественный образ.
Скопас: «амазономахия» Галикарнасского мавзолея, «Пляшущая Вакханка», «Надгробие с реки Исс».
В чем проявляется трагизм образов Скопаса?
Лиссипп (его «усталые» герои): «Апоксиомен», «Отдыхающий Геракл»(«Геракл Фарнези»), «Отдыхающий Гермес», голова Александра Македонского.

13. Искусство эпохи эллинизма.
Трагическая экспрессия и пафос пергамской школы. «Дары Аттала», «Ника Самофракийская», «Пергамский алтарь», «Лаокоон».
Буколические мотивы александрийской школы: Боэфф «Мальчик с гусем».
Натурализм: «Рыбак», «Старуха». Что в этих образах говорит о разложении героического идеала, упадке гражданственности?

14. Искусство Рима.
Новые строительные материалы и организация строительных работ.
Размах строительства сооружений практического назначения: дороги, акведуки, мосты, фортификационные сооружение, основание городов в провинциях.
Римские форумы, театры и амфитеатры (Колизей), храмы (Пантеон), мавзолеи ( мавзолей Августа в Риме), алтари («Алтарь мира»), триумфальные колонны и арки.
Кратко: основные этапы истории Рима.
Рим под властью этрусских царей, их свержение в 6 в до н.э.
Политическое устройство римской общины.
Влияние Греции.
Особый характер римской культуры в отличие от греческой.
Завоевание Римом средиземноморья.
Гражданские войны 1 в. до н.э.
Установление диктатуры и императорской власти.
Расцвет императорского Рима в 1-2 веках н.э.
Начало кризиса империи в 3 в н.э.
Перенос столицы в Константинополь в 4 в н.э.
Разделение Римской империи на Западную и Восточную, ее падение под натиском варваров.
Воспоминание о могуществе Рима — политический идеал средневековой Европы.
Ритуальный натуралистический портрет времени Республики.
Портрет 1-2 веков н.э.
Типы статуй: тогатус, император на троне, император, обращающийся к войску, император как Верховный жрец (знать три статуи Августа).
Конный памятник Марку Аврелию.
Поздний римский портрет.
Портрет Филиппа Аравитянина.
Фаюмский погребальный портрет.
Отражение в нем традиций древнеегипетского искусства (портрет-маска) и новая одухотворенность, внутренняя жизнь человека (погребальная пелена из Александрии, в скульптуре — эрмитажный «Портрет сириянки»).
Движение римского портрета в сторону схематизма (рельеф «Два императора», обломки колоссальной статуи императора Константина).

15. Христианское искусство катакомб.
Ранняя христианская символика: рыба, крест, якорь, корабль.
Образы Оранта, Доброго пастыря, священной трапезы.
Постепенное преодоление чувственности античного героического образа.

Искусство эпохи барокко

Образование национальных художественных школ в европейском искусстве 17 века. Основные направления, русла барокко: веризм (натуралистическая достоверность и сниженная, бытовая тематика, интерпретация мотива), классицизм, «экспрессивное барокко».

Италия. Караваджо: «Распятие ап. Петра», «Обращение Савла».
Бернини: площадь перед собором св. Петра в Риме, «Давид», «Аполлон и Дафна».

Испания. Сурбаран: «Детство Марии» (Эрмитаж), натюрморты.
Веласкес: ранние «Сцены в кабачке» (Эрмитаж), цикл «придворные карлики», «Менины» (принципиально новая концепция самосознания человека в мире).
Рибейра «Хромоножка»(демократизм испанской живописи).
Мурильо: «Мальчик с собачкой», «Вознесение Марии» (Эрмитаж).

Фландрия. Раздел Нидерландов на католическую Фландрию и протестантскую Голландию. Конфессиональные предпосылки формирования двух разных художественных традиций.
Рубенс, Ван-Дейк: знать основные произведения эрмитажного собрания. Значение Ван-Дейка для формирования английской портретной живописи.

Голландия. Натюрморт, пейзаж, бытовые сценки, развлекательные картинки. Отражение в них буржуазных и протестантских идеалов. Питер де Гох, Терборх, Метсю, Класс, Геда, Франц Гальс (по эрмитажному собранию).
Вермеер «Девушка с письмом».
Рембрандт (по эрмитажному собранию). Переосмысление караваджисткой традиции у Рембрандта.

Франция. Предпосылки возвышения Франции среди государств Европы.
Ленен: «Крестьянский завтрак», «Семейство молочницы» (Эрмитаж).
Пуссен: на выбор две картины эрмитажного собрания.

Искусство 18 века (рококо, «эпоха просвещения», неоклассицизм)

Живопись рококо. Ватто: «Затруднительное предложение», «Капризница» (Эрмитаж).
Грез «Семейство паралитика» (Эрмитаж)
Шарден: натюрморты.

Искусство конца 19 -20 веков

Давид: его эволюция от неоклассицизма («Клятва Горациев») к революционному романтизму («Автопортрет», «Зеленщица», «Смерть Марата»), к официозной риторике («Коронация Жозефины») и салонности («Сапфо и Фаон» (Эрмитаж).
Энгр: проникновенность портретов и салонная риторика академической продукции. «Портрет мадам Девоссе», «Апофеоз Гомера», «Источник». Кризис академической традиции в 19 веке.

Художники-романтики. Человеческая душа как стихия и тайна.
Гейнсборо «Дама в голубом» (Эрмитаж),
Жерико: «Плот Медузы», серия портретов душевнобольных.
Делакруа «Охота на льва» (Эрмитаж).

Движение реализма. Курбе: «Здравствуйте, господин Курбе», «Похороны в Орнане».

Импрессионизм: его реакция на кризис классической традиции, салонную риторику. Творческая программа и новизна приемов живописи.
Клод Моне, Ренуар, Писсаро, Дега (Эрмитаж).

Постимпрессионизм. Сезанн, Гоген, Ван-Гог, Тулуз-Лотрек (Эрмитаж). Гротесковое заострение образа.

Авангардизм 20 века. Востребованность в искусстве ХХ века «низовых» художественных традиций — примитивизма, детского творчества, творчества душевнобольных. Деформация, гротеск, обращение к архаике.
Пикассо: ранний «эль-грековский» период («Свидание» (Эрмитаж), «голубой» и «розовый» периоды: романтическая серия «Странствующих акробатов», кубистический период (Эрмитаж). Программа кубизма.
Матисс (Эрмитаж).
Сюрреализм: Дали, Магритт.

296-63-17
Санкт-Петербург
ул. Антоновская 16/6
в здании СОШ 531
mail@philoscola.ru