Школа при Институте Богословия и Философии

296-63-17
Санкт-Петербург
ул. Антоновская 16/6
в здании СОШ 531

mail@philoscola.ru

Михаил Константинович Иванов

mk@philoscola.ru

Культурология

Петр Александрович Сапронов

Введение в историю искусства

Михаил Константинович Иванов

Философская Антропология

Сергей Исаевич Левин

География

Борис Лаврентьевич Гусаков

Английский язык

Ирина Анатольевна Шин

Введение в историю искусства

Аннотация курса

Апрель 1993 г.

Преподавание истории изобразительного искусства в школе сталкивается сегодня не просто с серьезными трудностями, — в своем подлинном смысле оно является скорее исключением, чем правилом.

Для учащихся искусство остается чем-то внешним, с чем отсутствует непосредственный контакт, восполняемый произвольными домыслами, необязательными впечатлениями, внешней фактологической канвой. Сталкиваясь с эстетической неразбуженностью учащихся, преподавание идет по пути упрощения, адаптации, на поверхностном уровне интерпретации «сюжетов», условных «намерений художника», исторической канвы. Сокровенная сущность художественного произведения — его образное содержание трактуется при этом прямолинейно и плоско в духе нравоучительных побуждений или идейных деклараций.

Думается, что роль педагога, говорящего об изобразительном искусстве. Должна состоять в том, чтобы открыть глаза ребенку на то, чего он не видит, а если и видит, то на первичном, не затрагивающем его уровне. Следующий шаг состоит в том, чтобы вместе с учеником осмыслить увиденное в возможно более точном и актуальном культурном контексте и, наконец. Опознать задачу художника, как живую, сопереживаемую проблему. Для этого необходимо показать, что, создавая произведение, художник решает или пытается выразить нечто жизненно важное для себя и своей эпохи. Искусство ищет ответ на вопросы, которые, не будучи «закрыты», грозят хаосом и распадом индивидуальной души и всей совместной жизни человеческой общины.

Курс введения в историю искусства не строится строго систематически. Контакт с аудиторией подсказывает те или иные отступления от хронологической канвы. Стержень изложения — ряд внутренне связанных тем, развертывающихся параллельно историческому изложению в самом плотном, неотступном контакте с конкретным художественным материалом.

Так, в рамках курса анализируются фундаментальные сквозные образы, «вечные темы» изобразительного искусства от первобытности до наших дней. Она обнаруживают преемство духовных проблем, волнующих человечество на его историческом пути. В смысловой едино направленности этих образов ученику может открыться сквозная связь времен, когда, скажем, античная статуя, православная икона и картина Ван-Гога образуют единое смысловое пространство. Пусть и диаметрально противоположным образом, они выражают общею задачу, стоящую перед человеком на его историческом пути. Это преемство вопрошания человека о своем месте в мире в пределе своем может быть понято, как путь самопознания, богопознания, если хотите, открытого каждой эпохе или индивидуальному усилию художника.

Особое внимание уделяется разделению национальных и конфессиональных начал художественного творчества, различению художественных традиций католицизма и православия, особого пути искусства Реформации.

Занятия проводятся на основе демонстрации слайдов. Возможно посещение музеев и выставок.

Октябрь 2004 г.

Спустя 11 лет к этому тексту мало, что можно добавить. В школьное (да и любое другое) обучение истории искусства не ринулись за эти годы толпы специалистов, наделенных даром общения с аудиторией. Сама аудитория стала другой — потерявшей контакт с книгой, утомленной напором телевизора и рекламы. Тип мальчика, выросшего радом с библиотекой родителей, ушел в прошлое. Благоговейное стояние перед подлинником в музее убито визуальной просвещенностью. Не решен и важный для школы (дисциплинарно важный для лентяев) вопрос издания качественного учебника. Рекомендованные Министерством образования курсы ««Истории мировой художественной культуры» далеки от реальной задачи обучения. В чем-то, возможно, мог бы помочь Интернет, но для нас на сегодня компьютерный класс в школе — утопия.

При всем при том не к учебнику или компьютеру сводится проблема образования. Продуктивное обучение гуманитария — вопрос общения ученика и учителя. Никакой формально проведенный урок не заменит пяти минут заинтересованного личного разговора по предмету и сам такой разговор не заменит ученику вдруг «увиденного» произведения и самим поставленного вопроса.

Собственно, к этому и сводятся «проблемы преподавания истории искусства в школе» и мой опыт на этом поприще.

296-63-17
Санкт-Петербург
ул. Антоновская 16/6
в здании СОШ 531
mail@philoscola.ru