Школа при Институте Богословия и Философии

296-63-17
Санкт-Петербург
ул. Антоновская 16/6
в здании СОШ 531

mail@philoscola.ru

Петр Александрович Сапронов

Культурология

Петр Александрович Сапронов

Введение в историю искусства

Михаил Константинович Иванов

Философская Антропология

Сергей Исаевич Левин

География

Борис Лаврентьевич Гусаков

Английский язык

Ирина Анатольевна Шин

Культурология

Культурология — это историческая дисциплина, в которой история предстает не как мелькание дат, лиц и событий. В ней речь идет об исторических эпохах (типах культуры), каждая из которых понимается как коллективная индивидуальность.
Как и у личности, у каждой эпохи свое самоощущение, восприятие Бога, мира и человека. С каждой из таких эпох (индивидуальностей, «личностей») ученики знакомятся в процессе обучения.

Знакомство с ними в первую очередь предполагает, что каждая эпоха говорила на своем собственном языке, что даже вполне привычные нам слова некогда имели другой, иногда совершенно иной смысл, чем сегодня. Даже слово «человек», казалось бы, самоочевидное в своем единственном значении, некогда стояло в том смысловом ряду, который современным массовым сознанием утерян.

Культурология, помимо прочего, возвращает ключевым словам, образам, понятиям их первозданный смысл, показывает, как он менялся от эпохи к эпохе вместе с изменением внутреннего мира человека. К таковым словам, образам, понятиям можно отнести, в частности, еще и такие, как «Бог», «мир», «жизнь», «смерть», «любовь», «земля», «небо», «война», «город» и т. д.

Очень важно, что курс культурологии начинается с первобытности, то есть с постижения внутреннего мира первобытного человека. До настоящего времени даже образованные люди очень мало и плохо представляют, до какой степени первобытная культура определяет собой всю последующую культуру вплоть до современности. В течение первого полугодия задача преподавателя по существу одна — показать ученикам, что вся современность — это все еще первобытность плюс то, что над ней надстраивается. Она — вечное начало и исток культуры, первобытность в человеке преодолевается и все же неустранима.

Помимо первобытной культуры, в течение трех лет изучаются: Древний Восток (прежде всего, Египет), Античность (в ее греческом и римском варианте), Средние Века, Возрождение, воздействие Реформации на культуру, Новое Время (прежде всего, такие течения, как просвещение и романтизм).
Каждая из этих эпох и течений воплотила себя в определенных текстах, некоторые из них, естественно, ключевые для понимания эпохи и течения, подлежат «развоплощению» на уроках культурологии. Особое значение при этом имеет обращение к древнегреческому эпосу «Илиаде». С него по существу началась, в нем впервые выразила себя западная культура. Отношение к «Илиаде» Гомера как первотексту западной культуры предполагает его углубленное изучение в течение полугода.
Среди других текстов, изучаемых на уроках культурологии, можно выделить трагедию Софокла «Царь Эдип», рыцарский эпос «Песнь о Роланде», «Божественную комедию» Данте, «Гамлета» Шекспира, ряд небольших, но выразительных текстов и фрагментов богословского, философского, риторического характера.

296-63-17
Санкт-Петербург
ул. Антоновская 16/6
в здании СОШ 531
mail@philoscola.ru