|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
О преподавателях
ШКОЛА , (лат. schola, от греч. schole) О первых двух позициях словаря предоставим говорить отцам-основателям, а вот о третьем значении они скорее всего не будут говорить из скромности. Вспоминается случай: произошло тревожное событие на уровне страны, все преподаватели, в этот день НЕ СГОВАРИВАЯСЬ (в этом можно быть уверенными) выкроили время от урока, чтобы поделиться своим отношением к ситуации, своей позицией. Углы зрения были различны но во всех высказываниях было нечто общее интонация, то, что захотелось говорить со школьниками, то, что ситуация обдумывалась, оценивалась, анализировалась. В таких отступлениях, в диалогах на перемене, разговорах за чаем в учительской, стиле общения преподавателей, ходе их мысли, который они никогда не ленились демонстрировать, содержалось столько же ценного, сколько и в самих уроках. Только не примите за восторженность. Внеклассное общение, когда расстояние между учителем и учеником сокращалось, когда появлялось обычное человеческое тепло, но при этом не исчезал взаимный интерес и уважение, оказывалось не менее насыщенным, чем уроки. Для каждого человека большое счастье иметь возможность учиться у людей, мнению которых, даже в вопросах, не относящихся к их предмету, он доверяет. Нет таких курсов, пособий и систем преподавания, которые бы учили быть святым, хорошим художником, совестливым или умным человеком эрудиция, умение рисовать похоже и библия наизусть вот максимальный результат. Этому можно научиться только от конкретных людей. Это не умышленный метод, не расписанная по пунктам профилактическая воспитательная работа. Это регламентированное школьным расписанием свободное общение. И ученики, желая или не желая, платят учителям за их отношение. Не помню, чтобы у педагога была бы матерная или оскорбительная кличка среди школьников все какие-то ласковые, домашние.
Никогда, ни до, ни после, я не видел такого отношения к оценкам. Экзамены в других учебных заведениях, а я видел их много, проходили примерно по такой схеме:
В этой школе никто не говорил «Запишите определение, потом спрошу», даже как-то забавно было это потом встретить в институте. У нас это выглядело бы так: Я отучился у этих преподавателей 6 лет. И до сих пор принадлежу к их школе (в третьем значении); вот, например, текст начал со словарной статьи по всем канонам. В чем «единство основных взглядов» этих людей? Точно не в методах преподавания у каждого свой стиль. В религиозных убеждениях? Нет кто верит, кто не верит, кто верит, но не как остальные. В политической ориентации? Нет кто-то убежденный демократ, кто-то «лишь бы не было войны», кто-то латентный монархист. Полагаю, единство, лежащее в основе школы можно охарактеризовать цитатой из Гребенщикова «Если ты идешь, то мы идем в одну сторону другой стороны просто нет». Несомненно, это люди, которые «идут» читают, думают, откликаются на новое. Этим они интересны друг другу и ученикам. Это люди у которых за спинами исключительный жизненный опыт от сопротивления политическому режиму до росписи церквей, от ссылок до международных конференций, от деловых визитов в Ватикан до издания и переиздания собственных научных трудов. Для них преподавание это не единственный выход, и не способ зарабатывать на жизнь. Это способ передать свой опыт, свои ценности, свои знания, выращенные и выстраданные, и в первую очередь это способ привить молодым людям способность иметь свой взгляд, свое, независимое мнение так же как и их учителя. ![]() |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
296-63-17 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |