Школа при Институте Богословия и Философии

296-63-17
Санкт-Петербург
ул. Антоновская 16/6
в здании СОШ 531

mail@philoscola.ru

Александр Дашевский

ad@philoscola.ru

О преподавателях

ШКОЛА , (лат. schola, от греч. schole)
1) учебно-воспитательное учреждение…
2) Система образования, выучка, приобретенный опыт…
3) Направление в науке, литературе, искусстве и т. п., связанное единством основных взглядов, общностью или преемственностью принципов и методов.
(Большой Энциклопедический Словарь)

О первых двух позициях словаря предоставим говорить отцам-основателям, а вот о третьем значении они скорее всего не будут говорить из скромности.

Вспоминается случай: произошло тревожное событие на уровне страны, — все преподаватели, в этот день НЕ СГОВАРИВАЯСЬ (в этом можно быть уверенными) выкроили время от урока, чтобы поделиться своим отношением к ситуации, своей позицией. Углы зрения были различны — но во всех высказываниях было нечто общее — интонация, то, что захотелось говорить со школьниками, то, что ситуация обдумывалась, оценивалась, анализировалась.

В таких отступлениях, в диалогах на перемене, разговорах за чаем в учительской, стиле общения преподавателей, ходе их мысли, который они никогда не ленились демонстрировать, содержалось столько же ценного, сколько и в самих уроках. Только не примите за восторженность. Внеклассное общение, когда расстояние между учителем и учеником сокращалось, когда появлялось обычное человеческое тепло, но при этом не исчезал взаимный интерес и уважение, оказывалось не менее насыщенным, чем уроки. Для каждого человека большое счастье иметь возможность учиться у людей, мнению которых, даже в вопросах, не относящихся к их предмету, он доверяет. Нет таких курсов, пособий и систем преподавания, которые бы учили быть святым, хорошим художником, совестливым или умным человеком — эрудиция, умение рисовать похоже и библия наизусть — вот максимальный результат. Этому можно научиться только от конкретных людей. Это не умышленный метод, не расписанная по пунктам профилактическая воспитательная работа. Это регламентированное школьным расписанием свободное общение. И ученики, желая или не желая, платят учителям за их отношение. Не помню, чтобы у педагога была бы матерная или оскорбительная кличка среди школьников — все какие-то ласковые, домашние.

Никогда, ни до, ни после, я не видел такого отношения к оценкам. Экзамены в других учебных заведениях, а я видел их много, проходили примерно по такой схеме:
— Вопрос № 7 : «Что такое реальность?»
— Реальность есть бытие, преломленное сознанием.
— Молодец, садись, пять.
Тебе задиктовали, ты выучил и вернул в том же виде.

В этой школе никто не говорил «Запишите определение, потом спрошу», даже как-то забавно было это потом встретить в институте. У нас это выглядело бы так:
— ...реальность...
— Да, вы вот только что сказали слово «реальность», что вы под ним подразумеваете?
— Реальность есть бытие, преломленное сознанием.
— Это можно даже кота заставить выучить, если сильно мучить, своими словами, пожалуйста…
Тут-то и начиналось самое интересное. Нужно было напрягать не память, а ум. Формальностями было не отделаться. Требовали понимания и только его. Это был не допрос, и не угадывание «что там, на уме у этого изверга». Это был напряженный диалог, и требовать в конце каких-то отметок было так же странно и неудобно, как спрашивать: «ну, святой отец, как вам моя исповедь по пятибалльной шкале?»

Я отучился у этих преподавателей 6 лет. И до сих пор принадлежу к их школе (в третьем значении); вот, например, текст начал со словарной статьи — по всем канонам.

В чем «единство основных взглядов» этих людей? Точно не в методах преподавания — у каждого свой стиль. В религиозных убеждениях? Нет — кто верит, кто не верит, кто верит, но не как остальные. В политической ориентации? Нет — кто-то убежденный демократ, кто-то «лишь бы не было войны», кто-то латентный монархист. Полагаю, единство, лежащее в основе школы можно охарактеризовать цитатой из Гребенщикова «Если ты идешь, то мы идем в одну сторону — другой стороны просто нет». Несомненно, это люди, которые «идут» — читают, думают, откликаются на новое. Этим они интересны друг другу и ученикам. Это люди у которых за спинами исключительный жизненный опыт — от сопротивления политическому режиму до росписи церквей, от ссылок до международных конференций, от деловых визитов в Ватикан до издания и переиздания собственных научных трудов. Для них преподавание — это не единственный выход, и не способ зарабатывать на жизнь. Это способ передать свой опыт, свои ценности, свои знания, выращенные и выстраданные, и в первую очередь это способ привить молодым людям способность иметь свой взгляд, свое, независимое мнение так же как и их учителя.

296-63-17
Санкт-Петербург
ул. Антоновская 16/6
в здании СОШ 531
mail@philoscola.ru