Школа при Институте Богословия и Философии

296-63-17
Санкт-Петербург
ул. Антоновская 16/6
в здании СОШ 531

mail@philoscola.ru

Марина Пономарева

Денис Звягин

статья

Сергей Исаевич Левин

статья

Сергей Исаевич Левин

интервью 1998 г.

Сергей Исаевич Левин

интервью 1996 г.

Владимир Юрьевич Пореш

статья

Юлия Терехова

статья

Лиза Сочивко

статья

Ян Зарецкий

статья

Виктор Боголюбов

статья

Вика Брятова

статья

Павел Длугач

статья

Наталья Боголюбова

статья

Руфина Муравьёва

статья

Александр Дашевский

анкета

Денис Звягин

анкета

Марина Пономарева

анкета

Наталья Редкова

анкета

Евгения Синепол

анкета

Никита Артемов

Здания школы (статья)

1. Ваше имя, фамилия, отчество.

Пономарева Марина Валерьевна

2. Год рождения/ год окончания школы.

Год рождения: 1976. Школу закончила в 1994.

3. Пригодились ли вам после школы (в учебе, в работе) знания, полученные по специальным предметам (философская антропология, история философии, культурология, социология, библейская история, искусствоведение). Если да, то где, как?

Да, конечно. Про учебу в Институте богословия и философии говорить не буду, понятно, что пригодились, в особенности на первых порах, когда некоторые дисциплины перекликались со школьными (культурология, искусствоведение, библейская история). В университете было иначе. Там были свои «специальные предметы». Но вот тут-то и стало ясно, что мне дала школа. Образование. В широком смысле. Школой был заложен некий фундамент, на котором уже можно было строить здание. И дело даже не в том, что я имела какие-то представления об истории культуры, искусства, о началах философии и ее ключевых фигурах ХХ века и пр. Хотя эти знания были для меня очень важными, они позволяли мне видеть более специальные, узкие проблемы в перспективе, встроенными в общий контекст гуманитарных дисциплин. Но это все же не главное! Главное то, что в школе мне все время приходилось думать. Особенно С. И. Левин был строг в этом отношении, он никогда не принимал заранее готовых, стандартных ответов и решений. На поверку оказалось, что школа дала мне не просто набор знаний, но и самое важное — умение обращаться с ними.

4. Продолжили ли вы свое образование после школы? В какой ВУЗ поступили, с какого раза?

Непосредственно после школы я, как и многие мои одноклассники, училась в Институте богословия и философии. Так как значительная часть наших школьных учителей были одновременно и институтскими преподавателями, вступительных экзаменов мы не сдавали. Я проучилась в Институте богословия и философии почти два года и ушла оттуда (как и многие из моих одноклассников, заметим в скобках). Я решила поступать в Санкт-Петербургский государственный университет, на русское отделение филологического факультета. Поступала я туда трижды! В конце концов поступила на вечернее отделение, которое благополучно закончила в 2003 году. Сейчас учусь в аспирантуре СПбГУ на кафедре истории русской литературы.

5. Ощущали ли вы при поступлении и впоследствии недостаток подготовки по общим предметам (русский язык, литература, история России, иностранный язык)? Если да, то по каким конкретно?

Да. К сожалению, было такое. Из-за того, что советский период как-то не вместился в нашу школьную программу. От этого пострадали литература и история. Однако с литературой проблем не было, а с историей были. Когда я поступала в университет, мне пришлось потратить на нее больше сил и времени, чем хотелось бы. Очень надеюсь, что сегодняшние школьники имеют счастье прослушать полный курс по общим предметам.

6. Ваша сегодняшняя деятельность связана со спецификой школы?

И да, и нет. В сфере некоторых, так сказать, общих моих интересов — да. В сфере профессиональной деятельности — меньше. Хотя как-то раз мне пришлось редактировать некий псевдонаучно-популярный труд по православию.

7. Согласились бы вы прослушать школьный курс заново, более углубленно? Если да, то по каким предметам?

По иностранным языкам и искусствоведению. Еще мне интересно было бы послушать курс по философии/философской антропологии XX века.

8. Освоение какого предмета было для вас наиболее проблемным?

Математика. Нелегко давались и даются иностранные языки, наверное, со мной что-то не в порядке…

9. Вспомните самую конфликтную ситуацию между учениками или между учениками и учителями за время вашего обучения в школе. Как она разрешилась?

Думаю, что самой конфликтной ситуацией был раскол «наверху»: общества «Открытое христианство» и, как следствие, раскол школы. Все несчастья и неурядицы, связанные с этим, не разобщили, а, наоборот, скрепили отношения между учениками и между учениками и учителями. Мне кажется, именно тогда мы сблизились и стали иначе относится друг к другу. Еще был такой инцидент. Путешествие по крышам. Часть класса вылезла на крышу здания, в котором тогда ютилась наша школа, и, не удовлетворившись открывшимся видом, отправилась гулять по соседним. Вернулись они не в полном составе, без Никиты. Сергей Исаевич думал, что Никита упал… Никита вернулся позже (не мог найти открытого чердака и спуститься вниз). В качестве наказания С. И. отстранил учеников от занятий, кажется, на день и сменил в классе старосту. Все были очень подавлены и расстроены. Но все-таки это происшествие я бы не назвала конфликтом.

10. Какие недостатки в деятельности школы вы бы отметили?

Мне трудно об этом говорить, потому что, когда я училась, мне действительно нравилось все. В школе была совершенно особенная атмосфера, я там не просто училась, а жила. Мы были вместе: издавали журнал («Фонарь» тогда был моим делом жизни), у нас был театр, на уроках М. К. очень часто ходили по музеям и выставкам, общались с преподавателями помимо школьных занятий. Это были самые насыщенные годы в моей жизни. Про недостатки… Все-таки курсы по общим дисциплинам должны соответствовать стандартной школьной программе. Они могут быть преподаны глубже и лучше! но не в урезанном виде. Еще я очень сожалею, что у нас не было географии.

Специально для сайта, редакция предложила всем, кто взаимодействовал или взаимодействует со школой, поделиться своими впечатлениями. В качестве одной из возможных форм преподавателям, ученикам и выпускникам был поставлен ряд вопросов, в ответе на которые можно раскрыть свою позицию.

296-63-17
Санкт-Петербург
ул. Антоновская 16/6
в здании СОШ 531
mail@philoscola.ru